Зрелища всегда объединяли людей. Чем больше масштаб зрелища, тем больше зрителей оно собирало. Дворовый футбол – это самое что ни на есть зрелище локального масштаба. Особенно если местные бьются с «коллегами» из других районов.
Вместо стадиона – самодельное футбольное поле в парке, вместо искусственного газона – серая пыль под ногами, вместо формы – футболки и спортштаны, вместо трибун – несколько самодельных деревянных лавочек, а вместо болельщиков – сидящие на этих самых лавочках (а иногда и прямо на траве) местные жители разного возраста.
Потрёпанный мяч залетает в порванную изношенную сетку ворот, вылетая с другой стороны и укатываясь в кусты. Нетрезвые крики зрителей несутся со всех сторон. Вратарь, пропустивший мяч начинает истошно оспаривать печальный для него факт, размахивая руками и сотрясая воздух возмущёнными криками. Около него собирается «консилиум» из участников поединка, что в похожей манере начинают отстаивать свою позицию.
«Он у меня из рук выбил, не считается гол!» — с выпученными глазами орёт вратарь, указывая на виновника изменившегося счёта.
«Чего я выбил? Не гони. Ты до него не дотронулся даже» — огрызается забивший.
«Сам не гони, я уже в руки схватил, а ты ударил» — не унимается вратарь.
«Да был гол, ё-моё, мы всё видели! Давай, не выдумывай. Один ноль» — орёт местная группа поддержки, расположившаяся в густой траве справа от ворот с белыми пластиковыми стаканчиками в руках.
Спор переходит в острую фазу. Здесь бы вмешаться судьям, но по понятным причинам их нет. Всё держится лишь на самоорганизации. После резко вспыхнувшей словесной перепалки, потоков нецензурной брани и агрессивных телодвижений, морально задавленный вратарь безучастно машет рукой и подытоживает: «Ладно, играем». Закон джунглей в действии: «кто сильнее, тот и прав». А сильнее местные, которых больше. Счёт: один ноль.
Игра продолжается. Потрёпанный мяч улетает в центр поля и вокруг него возобновляется активность. Столкновения, подкаты, удары по ногам, падения – всё как в профессиональном футболе. Но есть конкретное отличие – никто не ноет и не симулирует. Упал, встал, побежал дальше. Тут за тобой не прибегут с носилками и никто не получит жёлтую или красную карточку. Тут всё решается просто: «э, слышь, штрафной. Чего не было? Было, говорю!»
Вместо кубков и мест в таблице здесь стандартный трофей: ящик пива. За него и бьются на поле район на район. Эмоции, травмы, споры – всё ради 20 бутылок пива из местного магазина. Ну не ради этого, конечно, скорее, ради самого процесса. А ящик пива – как награда победителю. Скромно, стандартно и примитивно. Зато никакой показухи и фальши. Суровый мужской поединок и суровый стандартный трофей.
После игры, бывало, трофей выпивался совместно – и победителями, и проигравшими. И завершившийся локальный матч перерастал в грандиозную пьянку, в которой смешивались все: игроки обеих команд, зрители, подруги и случайные встречные. Как-никак это местная самодеятельность и все друг друга знали.
Бывало, что трофейный ящик пива был «догоном» к выпитому до игры. В дворовом футболе «допинг» был нормой и никакого контроля за состоянием игрока никто не вёл. Единственным требованием было, чтобы человек мог, как минимум, стоять на ногах и бегать по полю. Остальное на усмотрение команды. Иногда на замену выходили зрители, которые прилюдно распивали около поля на лавочках.
В связи с повальной нетрезвостью игрового состава, командам присваивались шуточные названия. Например: «Синие дьяволы» или «Алкомотив» (пародия на Локомотив). В общем, несмотря на итоговый счёт, в дворовом футболе девяностых — нулевых всегда побеждала дружба, которая скреплялась совместными попойками после игры.
(Фрагмент грядущего)
(с) Алексей Тот-Самый 20.02.2022